Транспортная промышленность – одна из крупнейших отраслей потребления полимерных материалов, причем, области применения – разнообразны, а перспективы применения - практически неограниченны.
Автомобильный и железнодорожный транспорт, судо- и авиастроение – в каждой из этих отраслей полимерные материалы нашли самое широкое применение.
Композиционные полимеры по многим параметрам превосходят традиционные материалы, и активно их заменяют благодаря своим свойствам и характеристикам:
Изделия из композиционных полимеров более долговечны и надежны при работе, чем аналоги из металла, так как у них отсутствуют сварные швы (врезки, переходы), нет концентраторов напряжений и зон пониженной химической стойкости.
В железнодорожном транспорте применение полимеров позволяет экономить на использовании литьевой стали и цветных металлов, древесины, растительных красок и масел. Благодаря этому, снижается трудоемкость производства подвижного состава, и увеличивается пропускная способность железных дорог. Из полимерных композиционных материалов выполняют внутреннюю отделку вагонов метрополитена, каркасы сидений, интерьер, головную часть кабины поезда.
В автомобилестроении за последние 15 лет резко выросло применение пластмасс. Раньше, пластик в автомобилестроении использовали только в электротехнических деталях и для декорирования. Сегодня, около 30 видов пластмасс служат материалом для изготовления более чем в 400 автомобильных деталей.
Благодаря применению пластиковых деталей, автомобиль становится легче, а значит, снижается расход топлива. Получая детали разнообразных форм и цветов без дополнительных операций, перед производителями открываются широкие возможности для внедрения любых конструкторских и дизайнерских решений. Благодаря применению пластика, снижается стоимость автомобиля, так как появляется возможность отказа от применения цветных металлов и нержавеющей стали, а так же сокращаются энерго- и трудозатраты при производстве. Долговечность и эксплуатационные характеристики автомобиля повышаются.
В конструкции современного автомобиля применяют: полипропилен, полиолефины, ПВХ, полистирол, фторопласты, полиметилакрилат, полиамиды, полиформальдегид, поликарбонат, стеклопластики, фенольные пластики, полиуретаны, этролы, аминопласты, волокниты, текстолиты и др.
В автомобилестроении полипропилен применяется для изготовления колец и прокладок изолирующих пружин подушки опоры двигателя, расширительного бачка, чехла защитного рычага привода ручного тормоза, крышки и корпуса блока предохранителей, для антикоррозионной футеровки резервуаров, элетроизоляционных деталей, а так же изготовления деталей, применяемых при работе в агрессивных средах.
Корпусные детали автомобилей и корпуса аккумуляторов, прокладки, фланцы, корпуса воздушных фильтров, конденсаторы, вставки демпфирующих глушителей, зубчатые и червячные колёса, ролики, подшипники скольжения, фильтры масляных и воздушных систем, рабочие детали вентиляторов, насосов, уплотнения, кулачковые механизмы, изоляция проводов и пружин – полипропилен нашел самое широкое применение в изготовлении деталей и комплектующих авто.
Из ПЭНД изготавливают педали привода акселератора, бачки главного цилиндра тормоза и сцепления, оболочки внутреннего заднего троса привода ручного тормоза, втулки крепления уплотнения, крыльчатки, корпус лампы распределителя заднего отопителя, короба вентиляции передка.
В автомобилестроении используются в основном следующие марки ПЭВД: 17703-010, 10703-020, 10903-020, 11503-035 (ГОСТ 16337-77) для изоляции электропроводов и кабелей, в качестве заменителя стекла, для защиты металла от коррозии, для изготовления крышек подшипников, уплотнительных прокладок, деталей вентиляторов и насосов, гаек, шайб, колпачков для защиты резьбы, пробок топливных баков, трубок, шлангов, бочек опрыскивателя ветрового стекла и расширителя.
Сополимеры АБС (АБС пластики) применяются для изготовления кожуха вентилятора отопителя, кожуха облицовочного вала руля, решётки радиатора, кожуха радиатора отопителя, корпуса сопла, ручки и заслонки воздуховодов, облицовки стоек, дверей, боковины.
Детали из полиамидов (ПА) выдерживают нагрузки, близкие к тем, что выдерживают цветные металлы и сплавы. Полиамиды являются одним из основных конструкционных полимерных материалов, благодаря отличному сочетанию высокой механической прочности и малой плотности с высокими антифрикционными и диэлектрическими свойствами. Полиамиды обладают высокой химической стойкостью к маслам и бензину.
В авиастроении нашли широкое применение армированные пластики, благодаря высокой удельной прочности и термостойкости.
В судостроении, полимеры применяют для изготовления корпусов судов, корпусных конструкций, деталей судовых механизмов, приборов, аппаратуры. Так же, полимеры используют в окраске судов, отделке помещений, тепло-, звуко- и виброизоляции.
Благодаря применению полимеров, значительно улучшаются технические и эксплуатационные характеристики транспортных средств, повышается их надежность, долговечность, снижается трудоемкость изготовления.